- КРЫША ЕДЕТ
- [у кого <{реже - }чья> от чего]
Теряется способность понимать, рассуждать, разумно действовать.Имеется в виду, что у лица, группы лиц (Х) нарушается адекватность восприятия, правильность оценки происходящего в результате каких-л. событий, усталости, плохого самочувствия (Р). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ [У Х-а] крыша едет [от Р]. Обычно ед. ч. Обычно в роли грамматич. основы предлож. или как самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.
Не все умы тверды, не все имеют нравственный стержень. Кто-то наработал себе имя, стал узнаваем, от этого, как принято говорить, крыша едет очень сильно. Не все выдерживают, что тебя начинают узнавать на улицах, просить автограф <...>. НГ, 2000.- Вот этого надо комиссовать. Он - всё, крыша поехала. Ему сто граммов, и он будет стрелять в любого. МК, 1996.
В последние года полтора "крыша поехала" чуть ли не у половины "полевиков" [членов секты]. По бредовым теориям Учителя, легко внушаемые мальчишки и девчонки должны были от многого отказаться. Например, им запрещалось притрагиваться ко всем продуктам, кроме кефира <...>. В перспективе планировалось отказаться от пищи вообще. Сов. секретно, 2001.
- Ты меня, подруга, извини, но мне кажется, у тебя крыша поехала. В восемнадцать лет не замужем! т/п "Аншлаг", 2001.
Сейчас заканчиваю сумасшедшую книгу. Уже написано более 50 печатных листов. От этого могла бы "поехать крыша", но, к моему удивлению, не "едет". Вечерняя Москва, 2001.
Я железобетонная, и от всего происходящего моя "крыша" уже не "поедет". Всю жизнь стремишься к равновесию, поэтому делаешь всё, чтобы она не "съезжала". Пока это удаётся. Вечерняя Москва, 2001.
культурологический комментарий: фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической, т. е. олицетворяющей неживое; в основе создания образа фразеол. лежит аналогия "дом - человек". Компонент крыша соотносится с архитектурно-домоустроительным кодом культуры, а в компоненте едет сочетаются элементы двух культурных кодов - антропного и пространственного. Образ фразеол. в целом создаётся антропоморфной метафорой, т. е. уподоблением по сходству верха дома (крыши) верху человека (голове); нарушение неподвижности и целостности крыши, которое приводит к разрушению дома, уподобляется нарушению интеллектуальной деятельности человека. ср. также сходные по образу фразеол. тронуться умом, мозги набекрень и т. п. см. употребление сходных по образу выражений в фольклоре: Крыша едет, чердак слетел; У него на вышке обстоит неблагополучно; У него чердак без верху: одного стропильца нет. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о нарушении нормальной мыслительной деятельности. автор: М. Л. КовшоваОт того, как мы живём и дышим, / У любого может "съехать крыша". Вечерняя Москва, 2001.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.